Центр экспертных
исследований рынка

оказывает услуги по подготовке заключений, отчетов, справок и
иных документов, необходимых в обеспечении доказательств по
арбитражным, гражданским и административным спорам.

Предметы споров
  • сходство товарных знаков до степени смешения;
  • введение потребителей в заблуждение и контрафакт;
  • различительная способность товарных знаков;
  • однородность и взаимозаменяемость товаров и услуг;
  • широкая известность и общеизвестность товарных знаков;
  • соответствие товарных знаков общественным интересам и моральным нормам;
  • соответствие рекламы законодательству;
  • положение производителя на рынке;
  • стоимость интеллектуальной собственности;
  • ущерб деловой репутации;
  • …и многие другие.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Исследователи рынка обладают огромным арсеналом инструментов, которые могут комбинироваться между собой для достижения наилучшего результата. Ниже представлены только некоторые из методов исследований, регулярно используемых специалистами АНО ЦЭИР.

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Представляет собой систематизированное описание информации из открытых источников, таких как публикации в профессиональных изданиях, пресс-релизы, справочники и каталоги.

Типичные вопросы, на которые метод позволяет получить ответ:

  • Какие формы упаковки присутствуют на рынке определенного товара?
  • Какие компании работают на определенном рынке?
КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

Метод заключается в подсчете частоты встречаемости определенных слов и выражений в средствах массовой информации, литературе, повседневной речи. Для контент-анализа СМИ, как правило, используются специализированные базы данных, такие как Public.ru, Интегрум и т.п.

Типичные вопросы, на которые метод позволяет получить ответ:

  • Насколько интенсивно товарный знак используется в открытой печати?
  • Является ли словосочетание общеупотребимым среди специалистов определенного профиля?
КАЧЕСТВЕННЫЙ КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

Отличается от количественного тем, что результатом являются не частоты использования слов и выражений, а подборка примеров такого использования (оформляемая обычно в виде пресс-клиппинга).

Типичные вопросы, на которые метод позволяет получить ответ:

  • Поверили или не поверили пользователи социальных сетей определенному сообщению в прессе?
  • Используют ли обозначение в качестве названия вида
    товара?
СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

На многие вопросы в экспертных исследованиях рынка можно получить ответы, статистически обоснованные уже имеющимися источниками. Как правило, в обзор таких источников включаются данные официальной статистики (Росстат, министерства и ведомства, международные организации и т.п.), открытая управленческая статистика (из собственных отчетов компаний, из баз данных СПАРК-Интерфакс, FIRA PRO и т.п.), публикации рейтинговых агентств и надзорных органов, маркетинговые исследования, опубликованные результаты опросов потребителей.

Типичные вопросы, на которые метод позволяет получить ответ:

  • Какую долю компания занимает на определенном рынке?
  • Какие компании входят в число лидеров на определенном рынке?

Демо-версии статистических обзоров, которые Вы можете приобрести:

ПОЛЕВОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

Метод сбора информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в естественных условиях. Полевому наблюдению подвергается как поведение продавцов и потребителей в местах продаж, так и в повседневной жизни (например, дома при приготовлении купленных продуктов), и в различных коммуникационных средах (социальные сети, форумы и т.п.) В последнем случае говорят о «цифровой этнографии». Отчет о полевом наблюдении может сопровождаться фото-, видео- и аудиоматериалами, образцами продукции и документов и т.п. доказательствами валидности и надежности выводов.

Типичные вопросы, на которые метод позволяет получить ответ:

  • Путают ли потребители товары под двумя разными товарными знаками, представленные в торговой сети?
  • При каких обстоятельствах потребители заменяют один товар другим?
АРХИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Представляет собой поиск, систематизацию и аналитическое описание документов, хранящихся в архивах различных ведомств и организаций. Для анализа рынка наибольшую важность представляют:

  • Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ) содержащий документы высших органов государственной власти и управления СССР и Российской Федерации;
  • Российский государственный архив экономики (РГАЭ), хранящий документацию федерального значения по различным отраслям экономики с советского периода по сегодняшний день;
  • Российский государственный архив научно-технической документации (РГАНТД), собирающий отчеты о научных исследованиях и разработках, изобретениях и научно-техническом развитии страны.

Важную информацию могут содержать и ведомственные архивы Роспатента, Росстандарта, Министерства экономического развития, Министерства промышленности и торговли и т.п. Документы отдельных предприятий хранятся в региональных архивах. Специалисты АНО ЦЭИР проводят исследования любой сложности как в центральных, так и в региональных и муниципальных архивах, а также в открытых архивах отдельных предприятий и организаций.

Типичные вопросы, на которые метод позволяет получить ответ:

  • В какое время предприятие входило в те или иные структуры подчинения и собственности?
  • Какие предприятия и в каких объемах выпускали товары под товарным знаком до определенного года?
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Представляет собой поиск, систематизацию и аналитическое описание публикаций в специальной и научной литературе, справочниках, словарях, профессиональной периодике. Основной поиск производится сотрудниками АНО ЦЭИР в главных библиотеках страны – Российской государственной библиотеке (РГБ), Российской национальной библиотеке (РНБ), Государственной публичной научно-технической библиотеке (ГПНТБ). При необходимости поиска редких публикаций возможно обращение и к отраслевым коллекциям, таким как Центральная научно-техническая библиотека по строительству и архитектуре, Центральная научно-техническая библиотека пищевой промышленности, Научно-техническая библиотека Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Всероссийская патентно-техническая библиотека и т.п.

Типичные вопросы, на которые метод позволяет получить ответ:

  • Когда и при каких обстоятельствах слово попало в словари в качестве общеупотребимого, и в каких словарях оно встречается?
  • Когда и при каких обстоятельствах впервые было введено в оборот обозначение?
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС

Метод сбора информации, предусматривающий обращение исследователя к определенной совокупности (выборке), по статистическим правилам репрезентирующей всех потребителей. При этом задаются вопросы, на понятном рядовым потребителям языке отражающие проблемы, стоящие перед экспертами.

Типичные вопросы, на которые метод позволяет получить ответ:

  • Насколько сходными потребители считают два товарных знака?
  • Воспринимают ли потребители содержание рекламного ролика как аморальное?
ЭКСПЕРИМЕНТ

Представляет собой наблюдение с контролируемыми исследователем условиями. Проводится на одной или нескольких группах потребителей, которым даются различные задания, например, найти на полке товар определенного вида или определенной марки. При этом расположение товаров, способы их представления и другие факторы изменяются исследователем так, чтобы установить причинно-следственные связи. Так, при «слепом тестировании» часть этикетки товара закрывается. Если остальной его дизайн скопирован с другого товара, то потребители будут принимать одну марку за другую, что и окажется зафиксированным экспериментатором. Эксперименты могут быть разделены на лабораторные (проводимые в искусственных условиях, например, с потребителями, посаженными за компьютер) и натурные (проводимые в условиях, максимально приближенных к реальным). Натурные эксперименты являются более надежными для моделирования естественного поведения потребителей, но у лабораторных экспериментов больше спектр используемых методик.

Типичные вопросы, на которые метод позволяет получить ответ:

  • Воспринимают ли потребители два товара как относящиеся к одной линейке?
  • Могут ли потребители по обозначению определить производителя?
АЙТРЕКИНГ

Айтрекинг (окулография) – метод фиксации движений взгляда человека. Позволяет определить, в каком порядке и с какой частотой потребители рассматривают различные участки изображения. Отличается объективностью (направление взгляда фиксируется приборами, их данные не опосредованы личностным восприятием) и наглядностью (результатом является карта движения глаз, наложенная на протестированное изображение или видео).

Типичные вопросы, на которые метод позволяет получить ответ:

  • Какой из элементов товарного знака является доминирующим?
  • Читают ли потребители мелкий шрифт в рекламном ролике?